Чернов Георгий Свердловская область, город Краснотурьинск
«Голос памяти правдивой» (по рассказам Александра Исаевича Солженицына).
Тема памяти в отечественной литературе по-прежнему актуальна и многоаспектна. В произведениях А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Двучастные рассказы», «Матрёнин двор» и других она отражена очень ненавязчиво и искренне.
Выбор темы «Голос памяти правдивой» обусловлен моим большим интересом к жизни и творчеству Солженицына, а также актуальностью данной темы. В этом году у писателя юбилей – ему исполняется 90 лет; проза Александра Исаевича сильна неодолимым стремлением к народной правде.
Цель моей работы - исследование мастерства писателя в изображении исторической правды.
Задачи:
Раскрыть социальную и литературную позицию писателя-правдолюбца.
Доказать убедительность таланта А. И. Солженицына в показе исторической
правды.
Провести социологические исследования, связанные с темой исследовательской
работы.
Память об эпохе сохраняет лишь то поколение, которое ее видело, жило в ней, а те, кто родился позже, усваивают и хранят уже не память об эпохе, а ее собирательный образ. И чаще всего этот образ создается великими писателями, на которых возложена большая ответственность за воспроизведение исторической правды. Гипотеза моей работы - «Открывая читателю горькую правду народной трагедии, А. Солженицын утверждает патриотизм, славит свободолюбие, верит в жизнестойкость народа». Объектом исследовательского интереса стала историческая действительность глазами писателя А. Солженицына. Предметом исследования является воссоздание правды через систему образов и событий в произведениях «малого жанра».
Писатель считает, что в любых обстоятельствах необходимо сохранить правдивую литературу с ответственностью автора перед собой, перед читателем и перед историей.
Опубликованная в 1962 году повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекла внимание читателей не только неожиданной темой, новизной материала, правдивостью и искренностью, но и своим художественным совершенством. Именно этот рассказ, который наиболее интересен читателям разных возрастов, взят для детальной «проработки».
Как попадали люди в лагерь? Из каких преимущественно социальных слоев? Каков был возраст заключенных?
После анализа повести ответы на эти вопросы были классифицированы в «Скорбную таблицу». Солженицын рассказывает час за часом об одном дне заключенного, от подъема до отбоя, и этого дня хватает, чтобы узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Каждый здесь выживает по-своему, но многие остаются людьми.
Выражать Правду жизни во всей её полноте - таково основное эстетическое требование Солженицына, которое он реализует в рассказе «Матренин двор», героиня которого — не выдуманный персонаж, а Матрена Васильевна Захарова, у которой он жил в 50-е годы. «Но собирательный образ выходит даже ярче, чем индивидуальный», - так считает автор, и об этом свидетельствуют данные проведенного социологического опроса. Матрёна раскрывается не столько в своём обыденном настоящем, сколько в своём прошлом. К горькому выводу приходишь вместе с автором в своих размышлениях. Матрёна одинока внутри большого общества и, что самое страшное, — внутри малого: своей деревни, родных, друзей. Значит, неправильно то общество, система которого подавляет лучших. Мерой всех вещей у Солженицына выступает все-таки не социальное, а духовное. Эту мысль подтверждают и ответы анкет. Именно о ложных нравственных основаниях общества — бьет автор тревогу в рассказе «Матренин двор».
В рассказах «Эго» и «На краях» повествуется о подлинных событиях и реальных исторических лицах, в частности, о маршале Г. К. Жукове, блистательной, но трагической судьбе человека, не раз спасавшего свое Отечество. И воспоминания военного переводчика Елены Ржевской подтверждают эту мысль.
Тезисы хочу закончить такими выводами:
Нам, ныне живущим, нужна правда о нашей стране и ее истории.
Произведения А. И. Солженицына не только устрашают горькой правдой –
они наполняют сердца читателей гордостью за Россию, стойкость и мужество ее
людей.
Учебно-исследовательская работа имеет практическое значение (это материал для проведения урока по повести «Один день Ивана Денисовича»).