Ильницкая Оксана Свердловская область, г. Краснотурьинск
«Загадка жизни и творчества Омара Хайяма».
Тема моего научно-исследовательского проекта «Загадка жизни и творчества Омара Хайяма». Объектом моего исследования стала личность Омара Хайяма, а предметом исследования – его жизнь и творчество.
Из моего проекта становиться ясно, что Омар Хайям – это гениальный человек, с именем которого связано много загадок, предположений и споров, над которыми трудятся историки, философы и переводчики уже много столетий. Главная проблема, которую мне предстояло решить: в чём кроется загадка личности Омара Хайяма, его жизненного и творческого пути. В основу моего проекта легла следующая гипотеза: постичь непостижимое невозможно, можно лишь приблизиться к нему, открыв крупицы истины. А когда человек ищет путь к истине, он, прежде всего, находит путь к себе. Именно в этом я вижу новизну моего подхода к исследованию. Чем больше я узнаю об Омаре Хайяме, тем больше я узнаю о себе.
В моём научно-исследовательском проекте я попыталась разгадать шесть загадок, касающихся личности Омара Хайяма (загадка даты рождения; загадка даты смерти; достоверность четверостиший Хайяма; о чем писал Хайям; кем же он был: богохульным богомольцем или святым развратником?) и пришла к следующим выводам. Вероятнее всего дата рождения Омара Хайяма – 1017(1018) год, хотя еще имеются предположения насчёт 1148 года. С датой смерти всё также неопределённо. Одни называет1131 год, вторые – 1121, а третье убеждены, что это 1123 год. Остаётся только догадываться и предполагать. Несмотря на возникающие сомнения по поводу, был ли поэт Хайям, я могу с полной уверенностью утверждать, что поэт Хайям был.
Четверостишия Хайяма абсолютно достоверными назвать нельзя. Среди 2200 рубаи, приписываемых Хайяму, больше половины(1200) написаны именно им. Остальные – это чужие(300) или «странствующие»(530), либо антихайямовские(170).
О чём писал Хайям. Я выделила четыре основные темы рубайята Хайяма – бог, вино и винопитие, смысл жизни, а также любовь. Очень много четверостиший посвящено вину, но вино не является символом разгульной жизни, это в большей степени символ протеста против религиозных запретов, навязанных мусульманством. Но главенствующую роль, как мне показалось, занимает тема бога. Омар Хайям спорит с богом, осуждает его, но ни в коем случае не отрицает его существования, как это может показаться на первый взгляд.
Но самой интересной была последняя загадка, на которую я обратила внимание – кем же был Омар Хайям: богохульным богомольцем или святым развратником? Я пришла к выводу, что по этому поводу существует пять основных мнений. Одни утверждают, что Хайям – мистик; другие – гедонист; третьи – поэт-хулиган; четвёртые уверены, что он мусульманин; пятые придерживаются мнения, что он атеист. Но я пришла к заключению, что его нельзя однозначно привязать к любому из этих мнений. Он, скорее всего, человек, который прошел огромную духовную эволюцию: ошибался, учился, познавал и изобретал свою мировоззренческую концепцию.
Уникальность моего проекта прежде всего заключается в том, что он пробуждает интерес к культуре, философии Востока. Из анкетирования, которое я провела среди учеников моей школы я выяснила, что литература Востока интересна, но изучена мало и надеюсь, что в этом смысле мой проект будет очень полезен. Из данной работы я для себя извлекла определённую пользу: прежде всего я открыла много нового для себя, дотоле неизвестного, у меня появился больший интерес к литературе Востока, и в перспективе я бы хотела заняться изучением философии Омара Хайяма и других восточных мудрецов. Вдохновившись творчеством поэта, я попробовала сочинить свой рубайят в его стиле.
Мой проект может быть использован на уроках литературы, истории, МХК, а также он может быть интересен людям, которые увлекаются жизнью и творчеством многосторонней личности Омара Хайяма.
Омар Хайям учит, что истина недостижима. И, внимая его предостережению, прекрасно осознаю: едва ли я была права во всех своих выводах и догадках, когда пыталась разгадать его рубайят; может быть, и все выводы в целом – всего лишь прекрасная иллюзия. Но хотелось бы верить, что какие то крупицы истины в этой работе есть, и что она хоть немного поможет постичь непостижимое – поэзию Хайяма.
|