Евтушенко Полина, Мурманская область, г. Мончегорск
Научный руководитель: Давыдова Людмила Ивановна, учитель начальных классов.
«Поэтом можешь ты не стать, но о стихах обязан знать!»
Тема работы обусловлена желанием узнать побольше о поэзии, хотя нам уже известно, что стихи объединены в строфы. Строфы в стихотворения, четкость стихам придают рифмы, в стихах присутствуют образные выражения.
Выдвинуты следующие гипотезы:
чаще всего авторы используют образные выражения-сравнения при описании зимних деревьев и снежного покрова земли;
самые распространенные строфы – четверостишия;
рифмуются обычно слова одной части речи.
Цель работы – изучить и проанализировать 12 стихотворений поэтов-классиков о зиме.
Объект исследования – стихи поэтов 19 века А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Никитина; поэтов 20 века И.А.Бунина, С.А.Есенина, Д.Б.Кедрина, С.Я.Маршака, А.Белого.
Предмет исследования – образные выражения-сравнения, строфы, рифмы.
Задачи исследования:
Изучить литературу по теории предмета исследования.
Найти в стихотворениях сравнения, которые авторы использовали для описания зимних явлений природы.
Сосчитать количество строф во всех стихотворениях, выявить доминирующие.
Вычленить из строф все рифмы, сгруппировать рифмующиеся части речи.
Методы исследования:
изучение литературы по теории проблемы;
анализ стихов;
обработка и анализ данных исследования.
Выводы:
В 12 стихотворениях найдено 40 сравнений только для описания зимних явлений и предметов природы. 11 сравнений употреблены для описания зимних деревьев, столько же – для описания снегового покрова земли. Значит, более всего авторы образно описывают эти явления, что подтверждает первую гипотезу.
Убранство зимних деревьев сравнивается чаще с серебром, с бахромой; снеговой покров земли – с ковром, с лебяжьим пухом.
Из 49 строф, обнаруженных во всех стихотворениях, 43 – четверостишия. Это подтверждает вторую гипотезу о том, что четверостишия – самые распространенные строфы.
Третья гипотеза о том, что рифмуются обычно слова одной части речи, подтверждается, т.к. из 90 пар рифм в 52 случаях рифмуются существительные с существительными, в 9 – глагол с глаголом, в 6 – прилагательные с прилагательными, в 2 – наречие с наречием.
Выводы, сделанные в результате исследований, помогут лучше понимать стихотворные тексты на уроках чтения, дадут возможность сочинять четверостишия в соответствии с «литературными законами».
Написанные учениками стихи можно использовать на уроках, во внеклассных мероприятиях.
Поскольку из литературного сравнения вытекают все остальные тропы, можно анализировать в стихах метафоры, эпитеты, олицетворения, т.е. продолжить изучение темы в будущем.