Поликарпова Людмила , Емельянова Ксения г. Омск
Руководитель проекта: Лукашенко Ирина Викторовна, учитель биологии лицея № 74.
Анализ растительного покрова 6-го микрорайона
Цель проекта: исследование различных форм травянистых растений (декоративные, дикие, ядовитые и другие) пришкольного участка и 6-го микрорайона. Задачи проекта: определить видовой состав травяного покрова на территории пришкольного участка и 6-го микрорайона; провести опрос населения микрорайона на предмет их знаний о ядовитых растениях, о симптомах отравления, правилах оказания первой помощи; сделать информационные бюллетени о ядовитых растениях для жителей микрорайона и обучающихся лицея; разработать рекомендации по озеленению пришкольного участка и микрорайона с использованием травянистых растений.
В ходе реализации проекта мы использовали следующие методы: определение и описание растений; составление карты распространения ядовитых растений 6-го микрорайона; изготовление и распространение информационных бюллетеней о ядовитых растениях; проведение социологических исследований.
На территории нашего пришкольного участка нами было обнаружено и определено 49 видов травянистых растений. Наиболее распространенными являются: одуванчик обыкновенный, горец птичий, пырей ползучий, костер бесплодный и другие.
Среди дикорастущих и культурных форм трав и кустарников нами были обнаружены ядовитые растения. Также мы выяснили, что ядовитые формы встречаются не только среди диких растений. Некоторые декоративные растения тоже содержат отравляющие вещества. А так как они являются опасными для человека, то мы решили выяснить распространенность их в нашем микрорайоне и осведомленность людей об этих растениях. Мы составили карту, на которую нанесли точки произрастания найденных нами ядовитых растений.
В результате социологического исследования мы выяснили, что многие учащиеся не знают симптомов отравления и способов оказания первой помощи при отравлении; 32 % родителей учащихся нашего лицея также не знают симптомов отравления; 86 % учащихся и 83% родителей желают познакомиться с информацией о ядовитых растениях.
Поэтому мы составили информационные бюллетени и поместили их на стенд в рекреации лицея и стенд около магазина «Экономный». Так же мы подобрали материал и сделали мультимедийную заочную экскурсию о ядовитых растениях. В бюллетени и экскурсию мы включили следующую информацию: описание ядовитых растений, симптомы отравления, способы оказания первой помощи.
В течение лета мы обнаружили и посодействовали для уничтожения 27 ядовитых растений на пришкольном участке - это дурман, паслен, молочай.
На данном этапе реализации проекта можно сделать следующие выводы.
1. Определен видовой состав деревьев и кустарников, некоторых трав территории пришкольного участка и 6-го микрорайона.
2. Выявлены ядовитые растения: белена чёрная, паслен черный и паслен сладко-горький, клещевина, дурман обыкновенный, ландыш майский, молочай окаймленный. Составлена карта микрорайона, на которую нанесены точки произрастания ядовитых растений.
3. Проведённый социологический опрос показал необходимость изготовления информационных бюллетеней о ядовитых растениях, симптомах отравления и способах оказания первой помощи.
4. Составлены информационные бюллетени о ядовитых растениях и распространены среди жителей в микрорайоне. Подготовлены материалы для проведения заочных мультимедийных экскурсий для учащихся лицея.
5. Начата разработка рекомендаций по озеленению пришкольного участка и микрорайона с использованием травянистых растений.
Мы не призываем повсеместно уничтожать ядовитые растения. В природе нет лишних, и все взаимосвязано. Поэтому в наиболее людных местах, там, где это возможно, мы предлагаем ядовитые растения заменять на безвредные формы. Но самое главное – это просветительская деятельность, потому что если человек знает, какое растение является для него опасным, то он сможет защитить от него и себя, и своих близких. Предупрежден, значит вооружен!