Данченко Дмитрий г. Балтийск, Калининградская область.
Руководитель: Захаренко Лариса Александровна.
Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни, образом жизни человека. Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалификационном врачебном контроле. Существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения. К объективным показателям функционального состояния здоровья относятся морфологические (рост, масса тела) и функциональные (ЧСС, ЖЕЛ, частота дыхания, мышечная сила, температура тела). К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.
В данную работу включены наблюдение и анализ самочувствия, измерение массы тела, самооценка основных показателей функционального состояния организма, функционирование сердечнососудистой системы.
Ученикам были предложены следующие показатели самооценки состояния здоровья:
Состояние кожных покровов и их образований (волос, ногтей).
Оценка самочувствия.
Определение работоспособности (как умственной, так и физической).
Сон.
Настроение.
Аппетит.
Состояние иммунитета (субъективно).
Оценка адаптационных возможностей.
Определение массы тела.
Проанализировав данные показатели функционального состояния здоровья у 210 учащихся, с целью оценить состояние здоровья, используя субъективные и объективные показатели функционального состояния здоровья организма, было выявлено, что: 25% (52 человека) учащихся имеют высокий уровень здоровья, 33% (69 человек) имеют низкий уровень здоровья и 42% (89 человек) – средний уровень здоровья.
Таким образом, по субъективной модели здоровья можно судить не только о его тенденциях, но и об умении индивида управлять состоянием своего организма.
Управлять своим организмом с целью улучшения состояния здоровья может лишь тот человек, который знает особенности строения и функционирования систем и органов, факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье, правила личной гигиены.
Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем, чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (имеются в виду наиболее простые оздоровительные действия: закаливания, тренировка, регуляция массы тела путём изменения режима дня, выполнения расслабляющих упражнений и т. д.)
С целью формирования валеологической грамотности необходимо проводить занятия с учащимися, направленные на изучение функциональных особенностей своего организма, на анализ и оценку влияния собственного образа жизни и различных экологических факторов (шум, загрязнение окружающей среды) на состояние здоровья.
Именно поэтому так важно правильно оценивать, а главное анализировать текущее состояние собственного здоровья.