Уразбахтин Руслан г. Уфа
Научный руководитель Вахитова Ирина Халиулловна
Коллективный разум муравьиной колонии
Мне очень нравится наблюдать за насекомыми. Когда я вместе с родителями бываю в саду или в лесу, то с большим удовольствием могу подолгу разглядывать, как ползают пауки или летают мухи. Но больше всего мне любопытно смотреть на муравьев. Они очень дружные и трудолюбивые. Постоянно находятся в движении, и все время делают что-то полезное. Они носят строительный материал, продукты питания. А самое главное что мне нравится в муравьях, это то, что они помогают друг другу и все делают очень слаженно и дружно. Я наблюдал несколько раз такую сцену: один муравей пытался тащить тяжелую ветку, и ему не хватало сил, и тогда ему на помощь приходили другие муравьи, и они вместе тащили эту ветку к муравейнику. Также они помогают друг другу при обороне от других, более крупных, насекомых. Поэтому мне больше всего из насекомых нравятся муравьи.
Целью моей научной работы является изучение принципов поведения муравьиной колонии и применение этих принципов в жизни людей.
Прошлым летом мы с родителями отдыхали на Павловском водохранилище. Это одно из самых живописных мест Башкирии. Мы очень много гуляли по берегам Павловки и в окрестных лесах. Однажды я отошел к краю поляны и увидел около дерева муравейник. Я сразу же сел на корточки и стал наблюдать за жизнью муравьев. От муравейника к дереву шла муравьиная дорожка, по которой туда и обратно бегали муравьи. Одни из них переносили различные грузы, а другие шли пустые. Мне стало любопытно, как поведут себя муравьи, если преградить им дорогу, и смогут ли они найти дорогу к муравейнику. Для эксперимента я положил сухую ветку на муравьиную дорожку и стал наблюдать.
Чтобы найти дорогу муравьи начали исследовать новые пути и стали обходить ветку с двух сторон. Через некоторое время они нашли продолжение своей дороги. Примерно через полтора часа я вернулся к муравейнику и увидел, что дорожка муравьев слилась в одну.
Я удивился, что они такие умные и выбрали кратчайшую дорожку. Я повторил опыт и преградил муравьиную дорожку другой веткой. Муравьи стали обходить ее с двух сторон, и нашли продолжение своей дорожки. Но через два часа они из двух путей выбрали самый короткий. Сначала я подумал, что у муравьев есть разум и они могут выбрать лучший вариант, как это сделал бы человек. Когда я спросил у родителей, могул ли насекомые думать, то родители долго смеялись над моим вопросом. А потом папа сказал мне, что у муравьев нет мозга, как у человека, но есть органы чувств и общая цель, которой подчинены их действия.
Мне было очень интересно узнать, как устроена жизнь муравьев, и каким образом они взаимодействуют друг с другом. Когда мы приехали домой, я стал читать книги о насекомых и узнал многое о жизни муравьев.
Муравьи решают проблемы поиска путей с помощью химической регуляции. Каждый муравей оставляет за собой на земле дорожку особых веществ - феромонов. Другой муравей, почуяв след на земле, устремляется по нему. Чем больше по одному пути прошло муравьев - тем явнее след, а чем явнее след - тем большее «желание» пойти в ту же сторону возникает у муравьев. Поскольку муравьи, нашедшие самый короткий путь к «кормушке», тратят меньше времени на путь туда и обратно, их след быстро становится самым заметным. Он привлекает большее число муравьев и становится основным, а остальные пути потихоньку пропадают.
Особо интересным оказалось то, что муравьиный опыт групповой работы используется в решении различных научных задач.
Мои родители работают в Уфимском государственном авиационном техническом университете. Папа преподает информатику, а мама – измерительную технику. Папа рассказал мне, что алгоритм муравьиной колонны используется для нахождения кратчайших путей следования автотранспорта в городе в час пик.
Опыт, который я проводил летом, подтверждал справедливость алгоритма муравьиной колонны.